УЗБЕКИСТАН - В СИСТЕМЕ МИРОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Узбекистан - один из ярчайших культурных очагов и неотъемлемая часть мировой цивилизации. Узбеки являются древнейшим автохтонным населением Республики и наследниками той цивилизации.
Формирование суверенных государств Центральной Азии побудило активный интерес народов Республики к историческим корням, истокам становления государственности, экономики и культуры, взаимоотношениям с другими народами, вкладу в культурную сокровищницу мировой цивилизации.
Создание объективной исторической картины генезиса народа является сегодня первостепенной задачей, способствующей возрождению, укреплению национального единства и суверенного государства Республики Узбекистан. В истории отражена судьба народа и ее познание формирует историческое сознание в умах народа, каждого человека, обеспечивает национальное самосознание, патриотизм и гражданственность, без чего нельзя построить великое государство. Однако история узбекского народа с древнейших времен до сегодняшнего дня изучена далеко неравномерно и не дает полной картины исторической действительности.
В системе наук, формирующих сознание, важная роль принадлежит археологии, которая произвела переворот в исторической науке. В начале нашего века знаменитый английский археолог Г. Чайлд писал, "...она (археология) расширила пространственный горизонт истории почти в той же степени, в какой телескоп расширил поле зрения астрономии. Она в сотни раз увеличивала для истории перспективу в прошлое, точно так же как микроскоп открыл для биологии, что за внешним обликом больших организмов скрывается жизнь мельчайших клеток. Наконец, она внесла те же изменения в объем содержания исторической науки, какие радиоактивность внесла в химию".
Только благодаря археологии возраст человечества удлинен на 2-2,5 млн. лет, открыты древнейшие цивилизации Египта, Междуречья Тигра и Евфрата, Инда, Китая, Майя, античной Греции и Рима.
В Узбекистане в течение почти столетних археологических исследований не только открыты яркие и самобытные очаги цивилизации Бактрии, Хорезма, Согда, не уступающие по возрасту многим очагам древнейшей культуры, но и выявлено, что освоение этой территории началось не менее 1 млн. лет назад.
Земля Узбекистана - это благодатный архив, сохранивший в своих недрах памятники культурного наследия самых различных эпох. На ее территории сохранилось около 8 тыс. памятников археологии, которые представляют собой бесценное достояние общечеловеческой цивилизации. Каждый замок, крепость, стоянка, наскальный рисунок, оставленные предками, являются документом нашей истории, который ждет своей расшифровки.
В связи с этим первостепенной задачей становится надёжная охрана сохранившихся памятников археологии, для чего требуется существенно изменить и дополнить действующий ныне "Закон об охране и использовании памятников истории и культуры", принятый ещё в 1977 году, который бы учёл реалии сегодняшнего дня.
Узбекистан - это бескрайний музей под открытым небом, яркие экспонаты которого, вместе с великолепными историческими ансамблями Самарканда и Бухары, Хивы и Шахрисабза, Термеза и Коканда, покоятся на просторах древнего Хорезма и Каракалпакстана, Сурхандарьи, Зарафшанской и Ферганской долин, где проходили трассы Великого шелкового пути, связывающие Запад с Востоком - беспримерный в мировой практике трансконтинентальный торговый путь и путь диалога народов, ретранслятор великих идей и технических новшеств.
Все это нашло отражение в материальной культуре и этническом облике народов Узбекистана.
К сожалению, в эпоху Советской империи узбекская археология, как и многие другие гуманитарные дисциплины национальных Республик, оказалась в тесных тисках тоталитарной государственной идеологии, пропитанной марксистской концепцией и идеей исторического развития общества, - формационного подхода, антагонистического противоречия классов - как движущей силы истории и т.д.
В независимой Республике исторические науки, в т.ч. археология, впервые получили возможность создания объективной картины развития общества. Сегодня такие категории как "наука", "государство", "история", "цивилизация", "наследие" звучат по-новому, они приобрели новый смысл и превратились в единое, взаимосвязанное понятие. В длительном историческом процессе отражена судьба народа и задача историков и археологов - воссоздать историю нации, основанную на фактических материалах, искоренить несправедливость и перегибы, допущенные в рамках тоталитарного режима Советской власти.
История узбекского народа, начиная с древнейшего периода, с эпохи палеолита, и до сегодняшнего дня всегда протекала на этой территории, в тесном взаимном контакте со Средним Востоком с юга и Евроазиатским степным краем с севера, и является частью мировой истории.
Узбекские археологи во избежание субъективного подхода при создании истории науки активно сотрудничают с крупнейшими археологическими центрами в США, Японии, Франции, Германии, Италии, Польши и др., что обеспечивает им международное признание и авторитет при решении проблемных вопросов истории народов Узбекистана. Например, проблемы истории сложения в III-I тыс. до н.э. ранней узбекской государственности и её непрерывного развития, изучение ранней истории этноса, его роли в сложении великой цивилизации, истории ВШП и мировых религий и т.д.
Исходя из основных идей формирования исторического сознания и воспитания свободного гражданина Республики Узбекистан, в качестве концептуальных основ развития
отечественной археологии выдвигаются направления фундаментальные и прикладные, сгруппированные в следующие блоки:
Разработка теоретически - методологических основ археологии: материалистический подход, эволюционное и непрерывное развитие общества, отказ от жесткого формационного деления истории и переход к цивилизационному подходу неразрывно связанным с историей страны и нации, проблем хронологии, периодизации и т.д.
Усовершенствование и унификация, в соответствии с практикой мировой археологии, методов исследования - статистические, системные, морфологические, функциональные и таксономические понятия - "объект и предмет археологии", "культура", "культурный слой", "памятник", "стоянка", "поселение", "цивилизация", "ранний город", "раннее государство" и т.д.
Б. Изучение археологических культур эпохи камня, бронзы, раннежелезного века, античности и средневековья; изучение проблем освоения Центральной Азии первобытным человеком; изучение ашельских, мустьерских, верхнепалеолитических, мезолитических и
неолитических памятников, наскальных рисунков, и проблем палеоэкологии, неолитической революции, становление производящего хозяйства и ирригационного земледелия; изучение проблем зарождения цивилизации, миниатюрных оазисных государств, ранних городов и государственности; "Большой Хорезм", Бактрия, Согд, эллинизм, взлет урбанизации, архитектуры и градостроительства, изучение проблемы формирования трасс ВШП, торговли, денежных отношений, нумизматики, оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов, идеологии, мировоззрения древних обществ, зарождения и становления мировых религий, ремесла, металлургии и горного дела и т.д.". Изучение проблем зарождения и хронологии крупных исторических городов: Самарканда, Бухары, Хивы, Шахрисабза, Карши, Термеза, Маргилана, Андижана, Ташкента и их вклад в развитие мировой цивилизации.
Изучение проблем генезиса, этноса, происхождения человека, общества, формирования племен и народов, взаимоотношения оседлоземледельческих культур Юга со степной культурой кочевников Севера, индоевропейцы и алтайско-туранский синтез в происхождении узбеков.
Г. Выявление, учет - паспортизация и картографирование, реставрация, консервация и охрана памятников археологии, топонимика, палеоэкология, палеоэкономика, палеозоология, палеоботаника, древняя ирригация, история земледельческих культур, создание свода памятников и обобщающего археологического полотна Узбекистана.
Все эти проблемы, в настоящее время отражены в 4 фундаментальных научно-исследовательских темах, разрабатываемых сотрудниками Института:
Окружающая среда и истоки древнего каменного века Узбекистана.
Материальная культура, идеология и государственность на территории древнего и раннесредневекового Узбекистана (на основе археологических материалов).
Средневековая государственность и цивилизация Узбекистана по археологическим источникам.
Изучение древних ремесленных производств по данным физико-химических и археологических исследований и разработка способов химической консервации археологических объектов.
Отечественная археология за последние четверть века собрала огромный материал, который позволяет по-новому осветить всю гамму многообразных явлений в истории узбекского народа.
Исходя из Правительственной задачи, поставленная перед историками КМ РУз 27 июля 1998 г. и концепцией независимой, свободной, самостоятельной государственности приоритетными и актуальными направлениями узбекской археологии выделяются:
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УЗБЕКСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
(С ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА ДО ЭПОХИ ТЕМУРИДОВ)
Узбекская цивилизация и государственность перенесла несколько этапов в своём развитии:
Первый этап характеризуется становлением оседло-земледельческих культур, протогородов, ранних оазисов, государств типологически схожих с номами Египта и городами-государствами Месопотамии и Майя, которые сложились в бассейне реки Амударьи, в мелких оазисах Акчадарьи, Ше- рабаддарьи, Кашкадарьи и Зарафшана в эпоху бронзы и раннего железа во II-I тыс. до н.э.
Второй этап характеризуется дальнейшим развитием государственности и образованием крупных устойчивых политических объединений "Большой Хорезм", "Бактрийское царство" и Сугуди Гава типа древневосточного Мидийского государства в УШ-УП вв. до н.э.
Исторические и археологические источники подтверждают это.
На территории современного Узбекистана к этому периоду относятся следующие очаги этой культурной общности, выявленные и изучаемые археологами: ферганский (чустская культура), согдийский (Коктепа, Сангиртепа, Узун-кыр и др.), бактрийский (Джаркутан, Моллалитепа, Кучуктепа и др.), Чачский (бургулюкская культура), Хорезмский (Гяуркала, Куюсай). Очаги этой раннегородской культуры можно сопоставить с обществом, представленным в Авесте.
Третий этап узбекской государственности характеризуется полной потерей политической и экономической самостоятельности, его территория становится одним из административных округов мировых империй: сначала, в VI в. до н.э. ахеменидской, позднее в IV в. до н.э. Александра Македонского.
■ Четвертый этап узбекской государственности характеризуется освобождением из-под ига империи Селевкидов, образованием Греко-бактрийского царства в III-II вв. до н.э. С появлением на исторической арене Хорезма, Давани, Кушанского царства и Кангюйской конфедерации было завершено формирование среднеазиатского типа государственности, сочетавшего оазисную урбанистическую и кочевническую формы власти и администрирования. Если первый тип преимущественно развивал такие функции, как организация хозяйства на базе регуляции систем ирригации и землепользования, то второй делал акцент на военно-бюрократическую функцию государственного аппарата.
Этот второй тип государственности оставался характерным и в последующие столетия, когда после распада крупных держав на территории Узбекистана (Греко-бактрийского царства, Кушанского государства, Кангюя) складывается система мелких владений и княжеств, вассально подчиненных завоевателям, таким как эфталиты, Сасаниды, Тюркский каганат, затем Арабский Халифат.
Пятый этап развития государственности Узбекистана характеризуется правлением династии хионитов, кидаритов, эфталитов и древних тюрков в Ш-VII вв.
Именно в этот период, под защитой крупнейших античных государств, складывается Великий шелковый путь как система трансконтинентальных и местных торговых связей, проходит сложение транзитных и местных торговых связей, изменение роли города в жизни страны и трансформация городской структуры. Складывается Союз владений Хорезма и Согда, Уструшаны, Чача, Ферганы и Тохаристана под эгидой Согда. Вырабатываются новые ценности восточной цивилизации земледельцев и скотоводов Средней Азии в государстве эфталитов и Тюркском каганате. Формируется единая культура. Наблюдается синкретизм культуры и вклад народов Узбекистана в цивилизацию Центральной Азии. Движение товаров, науки и культуры по караванным путям способствует переходу от цивилизации государств к мировой цивилизации.
Шестой этап характеризуется потерей самостоятельности и борьбой за нее народов Узбекистана, входившего в VII-VIII вв. в состав Арабского халифата.
Большую роль в антиарабской борьбе играют тюрки. Источники IX века сообщают о выдающихся воинских качествах тюрков; тюрки являлись основной военной силой в государстве Саманидов; тюрки активно участвовали в администрации и управлении Саманидской державы.
Седьмой этап характеризуется образованием самостоятельных государств Саманидов, Караханидов, Хорезмшахов в Х-ХШ вв.
Караханидский каганат, государство Хорезмшахов Ануштегинидов - новый этап в истории узбекской государственности.
Города, считавшиеся основным критерием цивилизации в это время, развивались быстрыми темпами. Особенно привлекает внимание жизнь городов - столиц; Бухара, Самарканд и Ургенч становятся важнейшими центрами материальной и духовной культуры. Происходит массовый вывоз шашских, самаркандских, бухарских серебряных монет в Восточную и Северную Европу, т.е. эти монеты становятся важной статьей вывоза товаров на трансконтинентальном торговом пути.
Культуру узбекского народа этой эпохи демонстрируют выдающиеся достижения керамистов Самарканда, Шаша, Ферганы, мастеров-темирчи Ферганы и Уструшаны, торевтов Ахсикента, Чаганиана и шедевры зодчих Мавераннахра.
Восьмой этап знаменуется нашествием монголов, полной потерей самостоятельности Узбекистана и включением его в состав Чагатаидского государства в ХШ-XIV вв.
В начале ХШ в. Центральная Азия завоёвывается монголами. Ожесточенное сопротивление тюркских военачальников Хорезмшаха Мухаммеда-Иналч-хана (Отрар), Тимур Малика (Ходжент), Куня-Ургенч и Джалалиддина показало накал борьбы за независимость.
Происходит полное разрушение городских центров и крупных селений, физическое уничтожение и угон в рабство большей части населения и, как следствие, сильнейший экономический и культурный спад в развитии народов региона Центральной Азии.
Девятый этап узбекской государственности характеризуется созданием централизированной империи Амира Темура и Темуридов - как вершины средневековой цивилизации и государственности Центральной Азии.
Борьба Амира Темура за освобождение Средней Азии от монгольского владычества привела к образованию огромной империи, и синкретизации культуры народов Средней Азии с наиболее передовыми культурами арабского мира, Китая и Индии, в первую очередь в области архитектуры, искусства и ремесла.
В эпоху темуридского ренессанса происходит расцвет узбекского литературного языка. Выдающийся вклад в его развитие внесли узбекские поэты и писатели - А. Навои и З. Бабур и др.
Самарканд превращается в блестящую столицу мировой империи Темуридов. Выдающимся узбекским ученым на троне был Улугбек, в эпоху которого продолжается расцвет материальной и духовной культуры. Крупнейшие городские центры Центральной Азии - Самарканд, Бухара, Шахрисабз, Ташкент, Термез, Хива в XV в. входят в круг выдающихся и процветающих городов Востока.
В материальной культуре наблюдается формирование стандартных образцов, примером чего является керамическая продукция - посуда: её цветовая гамма, форма и назначение соответствуют менталитету узбекской нации.
Вся сумма археологических и исторических сведений с древнейших времен до нового времени, показывает, что узбекский народ прокладывал свои пути в создании общечеловеческой цивилизации и государственности в тесной связи с народами Среднего Востока. Ряд достижений цивилизации и государственности, выработанные нашим народом, вошли в золотой фонд мировой цивилизации.
Целью отечественной археологической науки является создание объективного исторического полотна - цивилизации и государственности узбекского народа с древнейших времен до эпохи Темуридов, не отрывая его от мировой истории и не противопоставляя ей; показать вклад узбекского народа в сокровищницу мировой цивилизации - ретранслятора передовых идей и новшеств с Востока на Запад и наоборот по трассам ВШП; показать роль узбекского народа в формировании культур и государственности народов Центральной Азии и т. д.
Концепция развития археологии Узбекистана призвана служить на благо процветания Республики, его международного признания, формирования духовной культуры, исторического мышления нации, воспитания свободного и совершенного человека, гражданина и патриота своей Родины.